25/17 и ГРОТ. Ретроспектива.

1 сентября 25/17 и ГРОТ выпускают совместный альбом «Солнцу навстречу» — второй релиз на две команды после «Силы сопротивления», который вышел в 2010 году.

Перед выходом альбома Андрей Бледный, участник 25/17, решил вспомнить, как начиналось его знакомство с ГРОТ и как были записаны их старые совместные треки.

Оригинальный текст можно прочитать на странице Андрея ВКонтакте.

25/17 и ГРОТ. Ретроспектива.

KCjqWaaZrEU (1)

Часть 1.

В 2007 году на нашем концерте в Омске слушателей разогревали группы Грот и D.A.P.A. Это были молодые здоровые сибирские парни, я тогда не вдавался в подробности, толком даже не понимал, кто из них в какой группе читает. Здоровые. Сибиряки. Пацаны.

Мой друг Диман 55 из омской группы Сибирский Синдикат присылал мне их демки, я слушал всё это без особого энтузиазма, пока Грот и Дмитрий не записали трек «В чём сила». В этом действительно чувствовалась сила, стало интересно, что они запишут дальше.

Новый 2009 год я встречал в Омске. Руслан Тамагочи из всё той же группы Сибирский Синдикат, активно занимавшийся городской рэп-движухой, попросил меня встретиться с Димой и Виталей. У них был готов материал, они хотели его выпустить, а у меня был свой лейбл – «Засада». Свой лейбл - звучит как-то слишком важно, на самом деле мы не подписывали контрактов, я не зарабатывал на этом денег, просто мы с друзьями делали рэп, и я знал, как можно донести материал до слушателя.

На тот момент, после победы Антона в телешоу «Битва за респект», группа Иезекииль 25:17 была на слуху, нас знали, мы активно выступали, и для привлечения внимания к релизу было решено записать совместный трек.

Так появились «Сыны Сибири».

Я попросил Андрея Никитина, главного редактора самого главного тематического ресурса, послушать этот дебют, и если он покажется интересным, разместить альбом на сайте Rap.Ru. В то время, если тебя не было на Rap.Ru – тебя не было в русском рэпе. Так как никто ничего про группу ещё не знал, мы с парнями сами писали новость для сайта: http://www.rap.ru/discography/373

Альбом «Никто кроме нас» вышел 3 мая 2009 года, и это была вспышка. Очень яркая вспышка. А я был очень рад за земляков, рад, что смог чем-то помочь.

Сырой, злой, честный рэп, похожий по настроению на мой любимый нью-йоркский рэп 90-х. Когда я сказал об этом пацанам, оказалось, что они не слушали Киларми и Моб Дип - они росли на Касте.

Мои любимые треки на этом альбоме – «Рубежи», «Никто, кроме нас» и «Поселковые вечера».

Часть 2.

18 июня 2009 года должен был состояться очередной московский концерт - 25/17 и вся «Засада».

Я выходил из самолета, прилетевшего из Черногории, когда у меня зазвонил телефон, и с номера Антона кто-то другой сказал мне, что Ант попал в аварию. Водитель машины, в которой ехал Антон, не справился с управлением, автомобиль на полной скорости вылетел с дороги и несколько раз перевернулся.

Самое главное - Антон был жив.

Выступать он не мог, у него был компрессионный перелом позвонка, но отменить концерт мы тоже не могли.

На главном тематическом ресурсе появилась новость:

Как рассказал сайту Rap.Ru Бледный, "Антон от госпитализации отказался, находится дома и размышляет о целесообразности использования ремня безопасности. Концерт 18 июня в клубе Б2 состоится, но в связи с происшествием в программу будут внесены изменения. Надеемся на понимание и поддержку наших слушателей" (http://www.rap.ru/news/897).

Я выступал один. DJ Navvy «внёс изменения в программу» – поработал с минусами и вставил альбомные версии припевов, которые исполнял Антон. Добавили максимальное количество совместных треков, увеличили время выступления остальных команд.

В это время группа Грот в поезде ехала в Москву.

Концерт состоялся, концерт получился. Прямо со сцены я позвонил Антону, включил громкую связь, и весь зал передал ему пламенный привет. Сперва дружно кричали 2!5!1!7!, потом самые весёлые зарядили 1!4!8!8! Что было, то было. Какие времена, такие слушатели. Я назвал их «хреновыми математиками». Им понравилось.

Грот своими треками порвали зал. Прошло всего полтора месяца после релиза, первое появление на столичной сцене и такой горячий приём.

Особенно горячо принимали «Алкотестер», припев кричали хором. После концерта, проходя через Патрики, мы встретили восторженных слушателей, продолжавших радоваться жизни. Они жали парням руки, предлагали им выпить.

Парни были впечатлены такой поддержкой и удивлены таким пониманием их трека. Так Дима и Виталик познакомились с московским околофутболом.

Открытые, искренние, по-хорошему провинциальные. Китайский чай, американские гамбургеры, московское метро – всё то, к чему мы здесь давно привыкли, вызывало восторг первооткрывателей. Я как будто встретился с молодым собой, первый раз приехавшим в Москву. Или с Влади из трека «Интересное место».

Только я в их годы был уже разочарованным в себе и в людях циником, а парни были полны веры в свои силы, в своё дело, в свою борьбу, в неизбежную победу добра. После похода в магазин воины добра изумлённо возмущались, увидев продающиеся на стенде у касс лубриканты: «А если это увидит какая-нибудь бабушка?!»

Конечно, всё это было немного наивно, но это вдохновляло даже такого старого циника, как я.

Мы с Антоном заканчивали работу над альбомом «Только для своих», и я предложил Диме и Виталику поучаствовать в двух треках – «Мы победим» (http://www.rap.ru/news/845) и «На крыльях мечты». Парни писали свои куплеты очень быстро, на ходу, без черновиков. Куплет в трек «На крыльях мечты» они сочинили у меня в квартире минут за десять, пока я умывался. Мне казалось, что если им не мешать, они запишут новый альбом дня за три и устроят переворот. В русском рэпе, конечно же.

Часть 3

Тем же летом 2009-го я предложил парням концепцию совместного релиза.

Пять треков, как пять пальцев кулака (25/17 и Грот – четыре человека, четыре кулака на обложке в форме креста), биты делает Кит, оформление – Давыдовский. Название – «Сила сопротивления».

Совместные треки записывали так: Кит скидывал мне лупы, я отбирал понравившиеся, пересылал их дальше – Дмитрию и Витале. Они отбирали биты под настроение своих текстов, записывали демки и скидывали мне. Я дописывал свои куплеты, если было нужно – припев, как в треке «Сила сопротивления», приглашал друзей на фиты.

Потом парни, приехав на очередной засадовский концерт, записали свои куплеты на нашей студии на чистовую.

Три совместных трека и по одному от каждой группы – кулак был готов.

Сводил альбом DJ Navvy.

Через десять дней после выхода альбома состоялась его презентация в байк-клубе Alcatraz.

Перед концертом мы предупреждали слушателей:

«При посещении концертов групп лейбла ЗАСАДА production отныне и впредь настойчиво просим воздержаться от публичной демонстрации своих политических взглядов. Мы ценим поддержку со стороны наших слушателей, но нагнетание нездорового ажиотажа мы воспринимаем как провокацию, направленную на привлечение нежелательного внимания, что мешает продвижению групп и затрудняет организацию мероприятий.»

Несколько сотен людей не смогли попасть в клуб – не хватило места. В гардеробе люди сдавали оружие. Ножей и травматов набралась полная коробка. Байкеры были очень удивлены, они ожидали увидеть других «рэперов». Как я узнал позже, одним из организаторов этого концерта была Евгения Хасис.

Через месяц презентацию повторили в одном из клубов на территории завода «Арма». Клуб был больше, людей пришло ещё больше.

Этот альбом (как и весь социальный рэп - жанр, быстро и чутко реагирующий на происходящее) сложно воспринимать без контекста, его надо было слушать именно тогда, когда он был выпущен.

Украина ещё не была идеологическим врагом/экономическим партнёром, а Россия не была в состоянии новой холодной войны со всем миром. Спайс продавали почти в открытую, новостные ленты рассказывали нам про изнасилования, убийства и грабежи местного населения, медийные либеральные активисты и официальные представители власти дружно обвиняли во всём «русских фашистов», пассионарии отвечали, как умели, и уезжали на зоны.

Мы же пытались перевести дискуссию в другое смысловое поле.

Альбом сопровождал пресс-релиз:

«К настоящему моменту деструктивные силы значительно преуспели и добились видимых результатов. Подмена понятий, искажение фактов, создание ложных целей – война за наши души начинается в наших головах. То, что раньше считалось неприемлемым, становится не только нормальным, но и обязательным, защищаемым и поощряемым на разных уровнях. Неприятие «нового порядка» и «новых ценностей» получает клеймо «фашизма» и используется в тактических целях, чтобы вызвать недоверие и неприязнь у колеблющихся и сомневающихся. Те, кто не ведают иных ориентиров кроме «фашизма» и «антифашизма», чей горизонт ограничен материальными ценностями и стремлением к получению удовольствий, легко принимают такую систему координат. В подобной ситуации мы не будем пассивно подчиняться и хранить молчание.

Изменения на социальном уровне, исправления следствий, а не причин, будут не эффективны, результат, в лучшем случае, иллюзорным и нестабильным. Разделение на «правых» и «левых» при таких обстоятельствах удобно для манипуляций, контроля и отвлечения внимания от главного, так как «лево» и «право» легко меняются местами, в чем можно убедиться, проследив историю этих терминов. Нас интересует движение «вверх», точнее «ввысь». Искать истину, стремиться к пониманию того, что угодно Богу, - вот то, что поможет нам приобрести и сохранить свободу, иметь правильные ценности, и никто и ничто не сможет помешать нам на этом пути.

Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. (Рим.16:20)»

Мы, пусть наивно, но искренне говорили о пути наверх. Этого, к сожалению, почти не услышали.

Альбом вышел в свободное скачивание 13 января 2010 года.

В 2015 году трек «Дым» по решению суда был внесён в федеральный список экстремистских материалов.

Часть 4

В начале апреля 2010 года вышел засадовский сборник «Всем весна!» - новые треки с новых альбомов, которые планировалось зарелизить на нашем лейбле в течение года.

Наш совместный трек «Надежда» был финальным, программным, закрепляющим. Дима и Виталик прислали набросок бита, Антон, по выражению Дмитрия, «сделал его крутым», я сочинил текст, записались, отправили демку в Омск, в ответ получили акапеллы с куплетами. Также на треке отметился D-Man 55.

А в конце апреля у парней был готов альбом «Вершители судеб». Для меня это лучший релиз группы, один из лучших альбомов в русском рэпе, а «Малосемейку» я считаю одним из лучших треков на русском.

После выхода альбома мне позвонил Смоки Мо. У него были претензии ко мне по поводу трека «Быть похожим на тебя». Я удивился звонку и предложил встретиться и пообщаться. Вспоминая этот разговор, я допускаю, что воспринял звонок Александра как «предъяву», а он моё предложение как «забивание стрелки». Я позвонил парням, дал им его номер для того, чтобы они, как авторы трека, связались с ним и обсудили свои метафоры.

Парни позвонили, поговорили и написали вот этот текст, который разместили на своих страницах:

«Во избежание недопонимания и инсинуаций в адрес нашей группы и лейбла Засада production официально заявляем, что трек «Быть похожим на тебя» не содержит негативных намеков в адрес лично МС Молодого. При написании трека мы ставили своей целью предупреждение живых, но никак не оскорбление тех, кого уже нет. Над нами одно и то же зло, и МC Молодой, как и многие наши друзья, стал его жертвой. Объединяться и бороться, но никак не стоять в стороне, или ещё хуже, пропагандировать. Рассчитываем на понимание. ГРОТ (Засада production).»

Мне Александр не перезвонил, мы с ним так и не встретились и больше никогда не общались.

В мае я решил закрыть лейбл. Все участники групп были в курсе моего решения, я дал время подготовиться к самостоятельному продолжению их рэп-карьер и выпустил под логотипом Засады все обещанные в апреле альбомы. Слушатели узнали об этом только в сентябре:

«Эта история началась в 1998 как объединение рэп-групп из Омска. В статусе промо-группы мы организовывали концерты, проводили фестивали, занимались продвижением своих команд. Выйдя за пределы родного города, мы продолжили свою деятельность как независимый лейбл, выпускали альбомы, сборники и видеоклипы наших артистов. За двенадцать лет менялся состав участников, менялись наши убеждения, менялось наше творчество. Основная задача — познакомить слушателей с творчеством групп лейбла — на данный момент выполнена. Группы набрали достаточный личный потенциал для того, чтобы двигаться дальше автономно. Мы благодарны всем, кто поддерживал нас и помогал нам все эти годы».

«В этом ЕР мы собрали весь наш оставшийся материал, созданный в рамках лейбла ЗАСАДА production. Следующая работа – с чистого листа. Любые изменения вокруг никоим образом не касаются целей нашего творчества. Никто, кроме нас», - сказали Дмитрий и Виталий и выпустили «Личную Вселенную» с ремиксом Антона на трек «Кровь с кислородом».

29 октября в Москве состоялся концерт «Последняя осень» - закрытие лейбла Засада production. Не все желающие смогли попасть в клуб.

На следующий день я позвонил Арни, принимавшему участие в треке «Сила сопротивления», с просьбой зайти в чайный магазин и купить улуна. Через несколько минут после моего звонка его и ещё одного нашего друга подстрелили. Из травматики. Днём. В центре Москвы. В упор.

Парни остались живы, нападавших не нашли. Да и самого нападения не было. Так потом сказали сотрудники, снимавшие показания у раненых парней.

31 октября 2010 года мы продублировали «Последнюю осень» в Санкт-Петербурге.

Прошло шесть лет. 1 сентября мы выпускаем наш новый совместный релиз «Солнцу навстречу».

В этот раз не будет патетичных пресс-релизов с нашими манифестами. Мы просто будем читать ваши комментарии, наблюдать яростные споры тех, кто понял «новый, глубокий смысл», с теми, кто требует «жёстко, как раньше», созваниваться друг с другом и радоваться тому, что всё же есть люди, которые не только слушают, но и слышат. Надеюсь, таких будет больше, чем раньше.

А 10 сентября мы и группа Грот будем выступать на Дне города Москвы (https://vk.com/luzhnikifree).

Там мы с парнями выйдем в прямой эфир с моего аккаунта в Перископе (www.periscope.tv/2517_official), пообщаемся с вами и ответим на ваши вопросы, которые вы можете задать здесь: https://vk.com/topic-1212665_34069414

 

Смотрите также: клип 25/17 иГрот — Солнцу навстречу