Oxxxymiron: «Думаю, Кендрика Ламара будут изучать в школах»

Interview, журнал для красивых и разговорчивых, как написано на сайте издания, взял большое и очень обстоятельное интервью у Оксимирона. Успели поговорить о грайме, мотивации совершенствоваться, подходе к написанию текстов, баттлах формата Versus, сотрудничестве с Reebok, Кендрике Ламаре и многом другом.

Такие интервью редко встретишь — обычно Мирон соглашается общаться с прессой, когда нужно рассказать о каком-то событии вроде микстейпа Порчи или сериала Лондонград.

Читать интервью полностью на сайте Interview

Как вообще у тебя тексты рождаются в голове? Это твой личный опыт или просто: «О, классная рифма, сейчас смиксану»?

Да я сам не понимаю механизма этого всего, хотя уже пора бы. На поверхностном уровне все просто: есть мысль или настроение, которые я хочу передать в треке, и есть дополнительная задача — сделать так, чтобы мой голос на треке сам по себе звучал как еще один инструмент. При этом у меня, мягко говоря, не самый приятный голос на свете, я не певец, не профессиональный вокалист. Поэтому звучание задается непосредственно текстом — его ритмическим рисунком, расставлением пауз, нарастанием и спадом, внутренними рифмами и так далее.

Похоже, многие далекие от темы люди решили, что я пишу так: «Окей, сейчас мне нужно тут вот применить ямб и хорей, а здесь не хватает интервала длиной в столько-то миллисекунд». Я дико угораю с этого. Я ж не ученый какой-то, я эмси. У эмси рифмы и ритмы подбираются интуитивно, без осмысления — сказывается опыт и умение. Просто за свою жизнь я прослушал огромное количество разного рэпа, поэтому у меня в голове куча вариантов построения флоу и рифмоконструкций, из которых рождаются новые комбинации.

Кто-то действительно думает, что ты строишь тексты по ямбу и хорею?

Да! Люди пишут: «Вот здесь Оксимирон осознанно применяет олорифму, раешный стих...» А я даже не знаю этих научных терминов. Хотя вроде как изучал литературоведение. У нас, эмси, есть простое понятие - double rhymes, multis. Двойные (или составные) рифмы, составленные из многих слогов. Без них рэп не рэп. Все просто, и все идет от внутреннего чувства хип-хопа, а не от головы.

К тому же, пусть это звучит странно, я верю в определенную внутреннюю магию языка. Часто бывает, что я ищу сложную составную рифму — и уже не верю, что найду. То есть рифму-то найти можно, но будет страдать содержание, будет чувствоваться некая искусственность. И вдруг ни с того ни с сего находится нужная рифма. Причем она не просто идеально рифмуется, но и идеально подходит по содержанию, ведет текст куда-то дальше — именно туда, куда надо. Получается, если ты не довольствуешься первой попавшейся рифмой и продолжаешь подбирать более точную, то язык как бы награждает тебя и ты находишь не просто какую-то рифму, а ту самую, единственно правильную. Это и есть баланс формы и содержания, который очень важен, потому что в русском рэпе что-то одно часто хромает. Да и у меня раньше хромало и сейчас иногда. Важно не лениться и стремиться к балансу.

Oxxxymiron Interview